Как зарегистрировать ООО самостоятельно

Одной из наиболее популярных законодательно разрешенных форм предприятия для ведения бизнеса на территории РФ является общество с ограниченной ответственностью (ООО). Прежде чем ваша фирма начнет действовать, ее нужно зарегистрировать в государственном органе. Таким органом является налоговая инспекция.

Если у вас есть лишние деньги и нет никакого желания лично заниматься регистрацией ООО, можно обратиться в юридическую фирму, которая с радостью все сделает за вас быстро и профессионально.

Данная статья написана для тех, кто решил зарегистрировать ООО самостоятельно без помощи специалистов юридической фирмы.

    Условно всю процедуру регистрации ООО можно разбить на 4 этапа:
  1. Сбор и подготовка исходной информации.
  2. Подготовка комплекта документов для регистрации.
  3. Сдача документов в налоговую инспекцию.
  4. Получение свидетельства о регистрации ООО.

Начнем!

Сбор и подготовка исходной информации

Для начала, необходимо придумать фирменное наименование. Это не так то просто сделать, как кажется. Законодательство предъявляет свои требования к фирменному наименованию. О том, как правильно подобрать фирменное наименование, я написал отдельную статью, которую можно прочитать здесь.

Затем необходимо определить адрес места нахождения ООО. По-другому его еще называют юридическим адресом. По действующему законодательству место нахождения ООО определяется адресом постоянного нахождения его исполнительного органа. Исполнительным органом ООО является его руководитель (директор, генеральный директор).

Поэтому адресом места нахождения ООО может быть адрес офиса, который арендуется или находится в собственности одного из учредителей. Практика такова, что юридическим адресом может также быть адрес регистрации (прописки) одного из учредителей ООО или руководителя. Таким образом, вы можете зарегистрировать фирму в любом населенном пункте России, независимо от того, где проживаете сами.

Следующий шаг - подбор видов деятельности. Чтобы это сделать, нужно четко представлять, чем будет заниматься Ваша фирма. Виды деятельности нужно выбрать из Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2001), который опубликован на сайте Федеральной службы государственной статистики. Только не перепутайте! На сайте есть два классификатора: ОКВЭД 2001 и ОКВЭД 2007. Нужен именно ОКВЭД 2001.

Жмем на него. Раскроется список разделов справочника. Выбираем нужный и нажимаем на него. Откроется отдельное окно со видами экономической деятельности. Выписываем коды и наименования, которые подходят под деятельность вашей фирмы.

Точно также выбираем виды деятельности из других разделов, если это необходимо. Одно важное условие - выбирать следует только те позиции, которые в коде имеют не меньше 3-х цифр!

Получившийся список в дальнейшем будем вписывать в заявление о регистрации (форма Р11001). Этот же список видов деятельности (без кодов) можно вписать в устав, но делать это не обязательно. Для устава можно составить собственный список видов деятельности с произвольными наименованиями. В этом случае закон не требует точного соответствия с классификатором ОКВЭД.

И последнее, что нужно сделать на данном этапе – выяснить, в какую налоговую инспекцию будем подавать документы для регистрации. Документы нужно подать в ту налоговую инспекцию, которая занимается регистрацией юридических лиц и обслуживает территорию, к которой относится адрес места нахождения (юридический адрес) Вашей фирмы.

Для этого заходим на сайт ФНС России, вверху в главном меню выбираем пункт "Электронные услуги » Адрес вашей инспекции". Затем нужно последовательно ввести юридический адрес Вашей фирмы, после чего данный сервис покажет реквизиты регистрирующего органа, на который возложены функции регистрации юридических лиц. Нужно выписать такие сведения, как адрес, наименование и код регистрирующего органа. Последние два реквизита понадобятся при составлении заявления о регистрации формы Р11001.

Можно также позвонить в справочную любой налоговой инспекции, которая находится в том же населенном пункте, что и юридический адрес Вашей будущей фирмы, и выяснить все необходимые сведения

Предварительная работа закончена. Переходим к следующему этапу.

Подготовка комплекта документов для регистрации

Пожалуй, это самая сложная и ответственная часть во всей этой процедуре.

    Для регистрации ООО необходимо подготовить следующий комплект документов:
  1. Устав в двух экземплярах.
  2. Заявление на получение заверенной копии устава.
  3. Квитанция об уплате госпошлины для получения заверенной копии устава.
  4. Решение о создании ООО или протокол общего собрания участников.
  5. Договор об учреждении ООО (если учредителей больше одного).
  6. Заявление о государственной регистрации (форма Р11001).
  7. Справка об открытии накопительного банковского счета (если уставной капитал формируется денежными средствами).
  8. Документ, подтверждающий юридический адрес (гарантийное письмо, договор аренды).
  9. Квитанция об уплате госпошлины за регистрацию.

Учредительным документом ООО является устав. Подготовить его нужно в двух экземплярах. Один экземпляр налоговая оставит себе, а на второй поставит свою печать и вернет вам. Чтобы получить второй экземпляр устава с печатью налоговой (заверенная копия), нужно заплатить госпошлину (200 рублей), а к комплекту документов приложить квитанцию об уплате госпошлины и заявление на получение заверенной копии устава.

В регистрационных налоговых некоторых регионов порядок получения заверенной копии устава может отличаться. Например, второй экземпляр устава, квитанция и заявление на получение заверенной копии устава налоговая принимает уже после выдачи документов о регистрации ООО.

Лучше всего принести в налоговую инспекцию полный комплект документов, а при их сдаче уточнить у оператора насчет порядка получения заверенной копии устава. Если это делается отдельно, тогда оператор вернет вам «лишние» документы и скажет, что с ними делать.

Основанием для учреждения ООО является документ Решение единственного учредителя общества с ограниченной ответственностью, если учредитель будет один. А если учредителей будет больше одного, тогда таким документом является Протокол общего собрания участников общества.

Кроме того, если учредителей будет больше одного, тогда необходимо также подготовить Договор об учреждении общества с ограниченной ответственностью, но подавать его в налоговую инспекцию вместе с остальными документами для регистрации не нужно. Этот документ фирма должна хранить наравне с другими важными документами в течение всего срока своего существования.

Затем заполняем Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании (форма № Р11001) на основе тех сведений, которые были подготовлены на первом этапе. Заполненное заявление подписывается заявителем только в присутствии нотариуса, который заверит эту подпись и поставит в этом заявлении свою печать. О том, как правильно заполнить заявление формы Р11001 написано здесь.

Заявителем в заявлении может быть один из учредителей. Поскольку учредителем ООО может являться также и юридическое лицо, то заявителем может быть руководитель организации, которая является учредителем ООО.

Если вы решили сформировать уставный капитал ООО денежными средствами, тогда для этого необходимо открыть в любом банке накопительный счет, положить на него деньги и получить справку об открытии накопительного счета.

Эту справку затем следует приложить к комплекту документов для регистрации ООО. После регистрации фирмы в этом же банке можно открыть расчетный счет и перевести на него все деньги с накопительного счета.

Если уставный капитал формируется имуществом (компьютер, офисная мебель и т.д.), тогда никаких подтверждающих документов сдавать в налоговую не нужно.

Если адресом места нахождения фирмы будет адрес арендуемого помещения, то налоговая инспекция может потребовать подтверждающий документ (гарантийное письмо от арендодателя, либо договор аренды). Если такой документ не предоставить, тогда могут отказать в регистрации.

Вообще такое требование незаконно и отказ в регистрации можно оспорить в суде с высокой вероятностью успеха. Но думаю вряд ли вам захочется тратить свое время и нервы на подобные дела. Поэтому лучше заранее подготовить документ, подтверждающий адрес места нахождения, и приложить его, чтобы исключить ненужную суету.

Регистрация юридического лица – «удовольствие» не бесплатное. За это придется заплатить госпошлину в размере 4000 рублей, а квитанцию приложить к комплекту документов. Банковские реквизиты на уплату госпошлины можно найти на стенде в вестибюле регистрационной налоговой инспекции или на сайте ФНС России.

Все упомянутые в этой статье образцы и шаблоны документов можно скачать здесь.

Еще раз проверяем правильность оформления всех документов. Это очень важно! Последствия любой ошибки - отказ в регистрации, и некоторые действия придется делать заново. Есть еще один неприятный момент. Если вам откажут в регистрации, то ни один документ, даже квитанцию об уплате госпошлины, обратно уже не получите.

При повторной сдаче документов, госпошлину за регистрацию придется уплатить заново, поскольку она платится не за результат, а за совершение юридически значимого действия. Проверка документов и выдача отказа в государственной регистрации тоже является таким действием.

Если все документы проверены, идем к нотариусу чтобы подписать и заверить заявление о регистрации. Не забудьте взять с собой паспорт!

Сдача документов в налоговую инспекцию

Направляемся в налоговую инспекцию и сдаем все документы (кроме договора об учреждении ООО) в окошко оператору. Оператор примет документы и выдаст расписку об их получении, в которой будет указан день, когда вам нужно приехать за результатом. По закону срок регистрации не должен превышать 5 рабочих дней.

Получение свидетельства о регистрации ООО

И наконец, завершающий этап всей работы. Приезжаем в налоговую инспекцию в день, указанный в расписке, которую выдал оператор. Ее нужно взять с собой вместе с паспортом.

    Если все было сделано правильно, то вам выдадут три документа:
  1. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица (ОГРН).
  2. Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ (ИНН).
  3. Выписку из Единого государственного реестра юридических лиц.

Дополнительно, получите заверенную копию устава, если конечно вы сдали в комплекте с документами второй экземпляр устава, заявление на получение заверенной копии устава и квитанцию об уплате госпошлины за заверение.

Если документы для регистрации были составлены неправильно, в оформлении были допущены ошибки или каких-то документов не хватает, то вам вручат Решение об отказе в государственной регистрации, который содержит основание отказа с обязательным указанием допущенных нарушений. В таком случае, придется исправлять ошибки и сдавать документы заново.

Желаю Вам успешной регистрации!